Как управляют воздушным шаром во время полета: что нужно для управления тепловым аэростатом

Именно воздушный шар положил начало гражданской авиации. Летать на нем начали в XVIII в., задолго до изобретения судов с двигателем. Изобрели его братья Монгольфье, которые впервые поднялись на нем в небо еще в 1783 г. Именно поэтому данные летательные аппараты еще называют монгольфьерами (в честь фамилии изобретателей). Они имеют предельно простое устройство. Несмотря на то, что с момента их появления прошло много лет, они продолжают пользоваться популярностью. За несколько веков устройство было модернизировано, но принцип его действия остался прежним. В статье расскажем, управляемый или нет воздушный шар с корзиной, кто и как управляет им во время полета, можно ли на нем скорректировать траекторию движения.

Воздушный шар

Из истории воздухоплавания

На самом деле упоминание об этом агрегате появилось еще задолго до презентации изобретения Монгольфье. Впервые его описал французский миссионер Бассу. Он был в Китае в момент восхождения на престол императора Фо Киена. Именно в честь этого события аппараты были запущены в небо.

Однако принято считать, что изобретателями являются именно ранее упомянутые братья. Запуск своей разработки они осуществили во французском городке Аннонэ 5 июня 1783 г. Судно весило 155 кг, в диаметре достигало 3,5 м. Его парение продолжалось всего 10 минут. Поднять его в воздух удалось за счет наполнения нагретой воздушной массой. За указанное время оно смогло пролететь около 1 км на высоте 300 м. Это стало настоящим событием для XVIII века.

История воздушных шаров

Устройство

Первый летательный аппарат этого типа имел оболочку из льняной ткани, дополнительно обклеенной бумагой. Для ее наполнения кислородом был разведено кострище из сухой соломы. Тогда он еще не был оснащен местом для пассажиров. Его добавили только через 3 месяца после первого запуска.

Сейчас используют более технологичные материалы. Но тем не менее строение агрегата осталось прежним:

  • купол изготавливается из специализированной тонкой, но при этом высокопрочной полиэфирной материи;
  • нагревание воздуха происходит пропановой газовой горелкой, которая установлена в пассажирской зоне прямо под округлой оболочкой.

Направление движения сильно зависит от ветра. Однако это не значит, что управление воздушным шаром с корзиной во время полета невозможно. Например:

  • высота парения регулируется выпускным отверстием, расположенным в верхушечной части конструкции при помощи шнура;
  • чтобы изменить курс, задействуется боковой клапан.

Есть устройства и с более сложным строением. У них внутри основного купола имеется еще один, надутый гелием.

воздушный шар

Как летит

Полет основывается на элементарных физических принципах. Его оболочка заполняется воздухом, температура которого выше, чем у окружающей среды. Так как его плотность больше, по закону Архимеда он стремится вверх под воздействием выталкивающей силы. Но сам агрегат и его полезная нагрузка притягиваются к земной поверхности (купольная часть + корзина + оборудование, которое весит примерно 400-500 кг + масса пассажиров). Кроме того, «уравновешивание» позволяет аппарату зависать в небе.

На основании всего вышесказанного, полет происходит по следующему принципу:

  1. Если подать внутрь нагретую воздушную массу, судно поднимается ввысь.
  2. Когда подача горячего потока прекращается, оно опускается.

воздушный шар

Обратите внимание, что шар движется по направлению ветра. Как говорилось ранее, им возможно управлять благодаря предусмотренным конструктивным элементам. Но это не делается в одну секунду, потребуется время.

Кстати, никаких мешков с песком не предусмотрено. Они имеются в газовых аппаратах. То есть в тех, что наполнены гелием и другими газами. Тепловые модели в таком балласте не нуждаются.

Однако все-таки главный механизм управления находится в голове пилота. Все зависит только от его опыта пилотирования аэростата, умения работать с газовой горелкой и клапанами. Благодаря этому, удается менять траекторию и высоту.

Воздушный шар

Куда летит

Контролировать возможно только вертикальную скорость. Горизонтально же шар движется туда, куда несут его порывы ветра. Поэтому он не предназначается для использования в качестве полноценного транспортного средства. Преимущественно — это прогулочное или рекламное судно. Также его применяют в научных целях для проведения исследовательских работ. Еще оно является участником различных спортивных состязаний. Во многих странах ему посвящают целые праздники, соревнования и фестивали. Посмотреть на эти зрелища съезжаются туристы со всех уголков мира.

Однако аэростаты не являются просто какой-то игрушкой. Полеты на них контролируются авиационными надзорными органами не слабее, чем на самолетах и вертолетах. Каждый агрегат занесен в специализированный реестр, имеет соответствующий бортовой номер. Также учтите, что нужна лицензия, чтобы управлять воздушным шаром. Обычный человек это делать не вправе, требуется предварительная подготовка.

Обратите внимание! Пилотированием занимаются сразу 2 пилота.

Парение происходит в соответствии с определенными правилами. Обязательны хорошая видимость и отсутствие сильных порывов ветра. Есть и еще одна особенность. Подниматься в небо на аэростате можно только на рассвете или после заката. Это связано с тем, что в дневное время восходящие потоки, идущие от земли, нагретой солнцем, делают прогулки небезопасными. Конечно, данные явления имеются и в утренние, вечерние часы, но они не такие сильные.

Так как полеты сильно зависят от погодных условий, нужно быть готовыми к тому, что вы приедете на место взлета, но он будет отменен. Например, это может произойти, если ветер сильнее 15 км/ч, наблюдается туман или низкая облачность. Рекомендуется планировать свое путешествие, смотреть прогноз погоды.

Каждый аэростат имеет персональный автомобиль сопровождения. Это Джип с прицепом, который по размеру совпадает с корзиной. Используется именно внедорожник, так как агрегат вряд ли приземлится на хорошую дорогу. Скорее всего, за ним придется ехать по склонам, ухабам, бездорожью.

При управлении данным летательным аппаратом высшим пилотажем считается приземление прямо на платформу. Это даже еще более трудно, чем посадить истребитель на авианосец.

Еще одной особенностью является то, что не произойдет ничего страшного, если суда столкнуться в воздухе. Они просто оттолкнуться друг от друга и полетят дальше. Однако на практике такое происходит редко, так как судна движутся в одну сторону в направлении ветра.

Как управлять воздушным шаром с корзиной

Воздушный шар

Этот процесс очень сложный, требует серьезных тренировок. Стоимость прохождения полного курса обучения на сегодняшний день варьируется в пределах 200-250 тысяч рублей. Он продолжается в течение нескольких месяцев.

Подготовка

Предварительно необходимо изучить метеорологические условия (облачность, видимость, скорость и направление ветряных порывов). На основании полученных данных выстраивается будущий маршрут. Так как погода часто бывает изменчивой, выбирается такой путь, на котором имеется достаточно мест для внепланового приземления.

Для взлета подбирается ровная площадка примерно 50 на 50 м. На ней не должно быть никаких строений, деревьев, столбов, электролиний и прочих препятствий.

Набираем высоту

Чтобы аэростат поднялся в небо, требуется участие целой команды. Аппарат нуждается в сборке — в корзину монтируются газовые горелки, соединяющиеся при помощи шлангов с баллонами, содержащими смесь пропана и бутана. Выполняется тестовый запуск оборудования, нагревающего воздух.

Если все исправно, приступают к растягиванию купола (обязательно по направлению движения ветра). Так как он имеет достаточно большие габариты, этим занимаются сразу несколько человек. Растянутый материал фиксируется к корзинке с использованием металлических карабинов.

Только после этого купольная часть заполняется холодной массой, которая нагнетается посредством вращения лопастей вентилятора. Далее включается горелка, которая нагревает ее, и она постепенно заполняет купольную часть. Теперь пассажиры могут занять свои места. Чтобы шар не улетел, его подвязывают к автомобилю.

воздушный шар

Полет

Он требует особых знаний и навыков пилота, чтобы подняться и спуститься в потоках воздушных течений. Для управления он должен правильно определять направление ветра. Для этого используются различные способы. Например, визуальные метки (флаги на флагштоках, дым из труб и так далее).

Как управляют тепловым аэростатом:

  • для набора высоты температура воздуха поднимается еще выше;
  • для снижения приоткрывается клапан.

Обратите внимание! Внутри корзины имеются специальные точечные ремни для безопасности. Некоторые ими пренебрегают, но это неправильно! Они позволят избежать травмирования, если что-то пойдет не так. Бортики примерно 1,5 м, поэтому случайно перевалиться за них просто невозможно.

Летательный аппарат способен подняться до 1500 м. Однако в большинстве случаев его отрывают от земли примерно на 500 м. Этого бывает достаточно. При этом во время путешествия отсутствуют шумы и вибрации, что является огромным плюсом для аэрофобов.

Помимо того, что аэростат может повышать и понижать вышину, также воздушный шар можно направить влево-вправо, итак, как управлять им в данном случае:

  • чтобы выполнить поворот в левую сторону, нужно открыть правый боковой клапан;
  • для движения в противоположном направлении надо проделать то же самое, но с отверстием, находящимся слева.

Казалось бы, все очень просто, зачем этому вообще учиться? На самом деле это ошибочное мнение. Во время полета необходимо учитывать множество факторов.

Спуск

Посадочное место для завершения увлекательного мероприятия подбирается заранее. Оно обязательно должно быть большим и безопасным. Идеально подойдет поле, находящееся рядом с автомобильной дорогой.

О том, что судно начнет садиться, пилот сообщает по рации на Землю. После этого через клапан выпускается воздух.

Несмотря на то, что агрегат опускается плавно, пассажиры должны сесть на корточки спиной к бортам и держаться за специальные веревки, предусмотренные внутри. Из рук убрать все посторонние предметы. Это позволит избежать травм на тот случай, если корзина случайно перевернется. Хотя такое происходит крайне редко.

После приземления купол отсоединяется и упаковывается. Горелка тоже демонтируется. Каждый конструктивный элемент укладывается в транспортное средство.

Воздушный шар в небе

Полезные советы, правила и рекомендации

В первую очередь следует учитывать, что к воздушному путешествию не допускаются следующие категории лиц:

  • в состоянии алкогольного опьянения;
  • с серьезными расстройствами нервной системы, патологиями сердца и сосудов и прочими медицинскими противопоказаниями;
  • беременные женщины;
  • инвалиды I и II группы;
  • дети до 16 лет без сопровождения взрослых.

Обратите внимание! На борт нельзя брать колющие и режущие предметы. Запрещается курить и употреблять спиртосодержащие напитки.

Не существует строгих требований к одежде. Главное — одеваться по погоде. Помните, что на высоте холоднее, поэтому рекомендуется утеплиться. Лучше отдать предпочтение спортивному костюму. Позаботьтесь о головном уборе. Единственное требование к внешнему виду — отсутствие каблуков. Обувь должны быть удобной, на плоской подошве.

Во время путешествия нужно строго выполнять указания пилота. Запрещается загромождать корзину посторонними предметами, мешать пилотирующему человеку свободно передвигаться и отвлекать его от управления. Кроме того, без его команды нельзя и самим ходить. Передвижения должны быть без резких движений, прыжков, раскачиваний.

Также важно учитывать, что туалет в летательном аппарате не предусмотрен. Поэтому нужно подумать об этом заранее, то есть сходить на Земле.

Воздушный шар

Предупреждения возможных неполадок

Согласно статистике, аэростаты являются самыми безопасными воздушными средствами. За последние 23 года зафиксировано всего 17 случаев катастроф, а ежегодно таких полетов совершается около 20-30 тысяч. И даже при аварии в большинстве случаев пассажиры выживают.

Если шар начнет аварийную посадку, то опускаться вниз он будет со скоростью около 5 м/с. Она даже ниже, чем у парашютиста. При этом люди, которые находятся в этом летательном аппарате, защищены корзиной. Она принимает на себя большую часть удара и амортизирует его за счет плетеной структуры.

Лопнуть купол тоже не может. Он сшит их кусков сверхпрочной ткани, которая устойчива на разрыв до 3 тонн. Если представить, что один квадрат материала порвется, ничего не произойдет, вы спокойно будете лететь дальше.

Как стало понятно, этот агрегат является достаточно безопасным. Однако многое зависит и от пилота. Поэтому при рассмотрении вариантов, где можно полетать, нужно выбирать только проверенные организации с опытными сотрудниками, имеющими лицензию.

В компании «Полетомания» тщательно готовятся к каждому полету. Все оборудование обязательно проверяется экспертами. Это позволяет предотвратить возможные неполадки во время прогулки. Прежде чем подняться в небо, все пассажиры проходят инструктаж, в котором рассказывается о правилах безопасности. Их соблюдение в случае непредвиденных обстоятельств поможет вернуться целыми и невредимыми.

Судном управляют квалифицированные пилоты с лицензией и многолетним опытом работы. Они совершили множество успешных путешествий.

Мы объяснили, как «рулить» воздушным шаром, а также рассказали, как происходят небесные прогулки на этом удивительном и романтичном летательном аппарате. Позволить себе такое приключение может каждый, для этого не нужно уметь управлять агрегатом. Можно обратиться в специализированную фирму и подняться ввысь с опытным авиатором. Вам только остается наслаждаться красочным видом, делать фотографии и записывать видео на память.

Остались вопросы?
Задайте их прямо сейчас


    Нажимая на кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных
    Подберите программу за 1 мин.«Полёта на возд. шаре»Ваша скидка: 1 000 ₽